Главная / Культура / Искусство / Миры Джозетты Фиорони

Миры Джозетты Фиорони

DSC_9150

Искусство и мода очень часто вдохновляются друг другом.  Не так давно в одну из коллекций Valentino вошла капсула  L’Amour, где  все  вещи были выполнены из ткани с принтом из алых сердец, автор которого —  яркая представительница  итальянского поп-арта   Джозетта Фиорони. А в  сентябре нынешнего года в  Московском  музее современного искусства впервые в России представлена  ретроспектива произведений художницы.

В 60-е годы прошлого века, после огромной популярности абстрактного искусства, в частности, абстрактного экспрессионизма, появились художники, которые делали ставку на реальные объекты, фиксируя в своих работах  образы мира  потребления, звезд, комиксов  и масс-медиа. Название для нового направления искусства употребил  художественный критик Лоуренс Эллоуэй, именуя его поп-артом. Настоящей звездой этого направления стал всемирно известный американский художник Энди Уорхол,  однако в его тени несправедливо оказались европейские художники  поп-арта.

DSC_9018

Чтобы восстановить некую историческую  справедливость  и рассказать российской аудитории об особенностях этого  направления   в Италии,  Московский музей современного искусства представил первую в России ретроспективу   художницы Джозетты Фиорони — яркой представительницы поп-арта.

Нам всем хорошо известен великий кинематограф Италии 60-70 –х годов, однако, процессы, происходящие в художественной жизни, были интересны не меньше. Ее центром являлся Рим, где   родилась  и стала знаменитой  Д.Фиорони. В насыщенной  культурной жизни, которая была характерна для римской жизни этого периода, можно отметить литературную  неоавангардную «Группу 63» и «Школу  Пьяцца дель Попполо», именно с ними и был связан творческий путь  художницы. Учителя, наставники, друзья, среди которых можно назвать имена Джузеппе Капогросси,  Тоти Шалойя,   Сай Твомбли, Серджио Ломбардо, Тристана Тцара. Самюэля Беккета и многих других, составляли ее близкую среду.

DSC_9021

Но настоящим триуфом для Джозетты  стало  участие в 32 Венецианской Биеннале  («Биеннале Поп»), где наряду с Франко Анджели, Тано Феста, Титиной Мазелли, Марио Шифано она явилась одной из главных фигур того направления, которое позже назовут  римским поп-артом.

Кураторы выставки — Марко Менегуццо и Пьеро Машитти  выбрали для экспозиции в МОМА те самые триумфальные работы и более поздние произведения, в которых ярко проявляется ее стиль — приемы комиксного повествования, использования заимствованных фотографий, знаменитый серебряный «не-цвет» (по определению  самой художницы).

Ее работы  обыгрывают образы итальянского искусства прошлого и современную жизнь, но, пожалуй, главным ее акцентом является то, как по-особому Фиорони раскрывает мир женщины. И не только в картинах, но и в уникальной инсталяции-перформансе под названием «Оптический глаз», впервые воспроизведенной  с 1968 года в Москве.

DSC_9096

Открытие московской выставки  подчеркивает важность и плодотворное культурное сотрудничество между Россией и Италией, о чем напомнил Первый советник по культурным вопросам Посольства Италии Вальтер Феррара. Гостей  вечера приветствовали  Президент Российской Академии художеств Зураб Церетели, кураторы проекта, директор Итальянского института культуры в Москве Ольга Страда,  исполнительный директор музея Василий Церетели,  дочь художницы Мария Эмануэла Басти.

Официальным партнером  выставки выступила  компания Falconeri, при поддержке которой  каждый воскресный  день проходит  Falconeri Art Weekend ,  дающий посетителям возможность посетить выставку  бесплатно вплоть до ее окончания 22 октября в рамках специальных экскурсий.

DSC_8700

Автор: Olga Semenishcheva
Назад

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.